«Мор (Утопия)»: технические детали

Не секрет, что с запуском и работой игры порой возникают сложности, особенно с учётом того, что со времени выхода игры прошёл немалый срок и компьютерная техника сильно изменилась. Кроме того, иногда хочется иметь больше возможностей, чем предоставлено самой игрой. Эта страница призвана решить некоторые из подобных проблем.

Проблемы со звуком

Иногда игру удаётся запустить только с отключённым через конфигурационную утилиту звуком. Это означает, что не установлен OpenAL. В лицензионную версию он входит, хотя устанавливается отдельно, но сейчас лицензионную найти практически невозможно… Если проблема возникла, нужно скачать (нужен «OpenAL Installer for Windows») и установить OpenAL.

Широкоформатные мониторы

Сама игра не умеет давать корректную картинку во весь экран на таких мониторах — во времена её выхода они были экзотикой. Есть, правда, непроверенная информация, что можно включить желаемое разрешение простым редактированием конфигов, но разработчики не рекомендуют это делать. Зато существует неофициальная модификация, позволяющая менять разрешения нужным образом. Правда, объём у неё сравнительно большой. Скачать можно отсюда (нужна регистрация на rutracker.org).

ВНИМАНИЕ: желаемое разрешение определяется сразу при установке модификации, после этого его уже нельзя изменить без переустановки. При этом удалить только модификацию, судя по всему, тоже невозможно — вместо этого придётся устанавливать её ещё раз.

Патч

Для игры существует два патча — неофициальный, не решающий большей части проблем, и официальный версии 1.1 — оба доступны тут. Но неофициальный патч устанавливать не нужно в любом случае — официальный включает среди прочих те же исправления.

Если вы используете лицензионную версию игры, то нужно установить официальный патч (внимание! сохранения непропатченной версии для пропатченной не подойдут!). Непропатченная игра, в частности, не может быть полностью пройдена за одного из главных героев — Самозванку. Если же речь не о лицензионной, то в большинство выложенных в сети репаков патч уже вшит.

Чтобы узнать, установлен ли официальный патч, можно заглянуть в настройки управления: если есть действие «Снять оружие», то патч установлен. Кстати, после установки патча это действие появляется, но клавиша для него не назначается — её нужно назначить вручную.

Альтернативная карта города

В городе иногда приходится ориентироваться по названиям районов и т. п. На карте этих названий нет. В ходе игры герой постепенно знакомится с местной топонимикой, но если вы, например, пишете фанфик и хотите в любой момент увидеть нужное название или просто с трудом удерживаете всё это множество слов в голове, то можно установить вариант карты с названиями. Файл карты распаковывается в папку \data\Textures (здесь и далее пути указываются относительно каталога игры); если этой папки нет, её нужно создать вручную.

Разблокировка прохождения за Самозванку

Согласно замыслу разработчиков, прохождение игры за Самозванку становится доступным только после прохождения за Бакалавра или Гаруспика. Однако есть три способа обойти это ограничение.

Во-первых, можно создать или отредактировать соответствующий ключ реестра Windows (осторожно! ниже приведена подробная инструкция, но если в какой-то момент вы поймёте, что не уверены в том, что вы всё правильно делаете, то лучше попросите кого-то более подкованного!). Для этого нужно:

  • запустить редактор реестра (Win+R или Пуск > Выполнить… , в появившемся окне набрать «regedit» и нажать ОК)
  • найти раздел реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Ice-pick Lodge\Mor. Utopia (просто открыть дерево до нужной ветки и щёлкнуть по ней).
  • если там нет ни ключа DankoCompleted, ни BurahCompleted, то нужно создать любой из них (правый клик по свободному пространству справа или по названию ветки слева — выбрать «Создать» — выбрать «Параметр DWORD (32 бита)» — набрать желаемое название ключа и нажать Enter)
  • чтобы была возможна игра за Самозванку, значение одного из упомянутых ключей нужно установить равным 1 (правый клик по нужному ключу в правой области окна — выбрать «Изменить…» — в открывшемся окне в поле «Значение» напечатать «1» вместо того, что там есть, и нажать ОК)

Во-вторых, можно включить консоль игры (см. ниже), начать игру за Бакалавра, вызвать консоль и ввести следующие команды:

trigger quest_d1_01 completed
gametimed 11 23 59

Есть и третий способ — попросить у кого-нибудь файл сохранения за Бакалавра или Гаруспика в самом конце игры. Но тут возникает опасность спойлера, да и вообще — это не путь настоящего самурая :)

Распаковка ресурсов

При необходимости ресурсы игры (текстуры, музыку и т. д.) можно распаковать — для этого существует специальная утилита. В окне, появившемся при запуске, нужно нажать кнопку «Распаковать» и выбрать нужный архив ресурсов (один из файлов с расширением vfs, лежащих в \data).

ВНИМАНИЕ: утилита не позволяет указать место распаковки, а помещает извлечённые ресурсы рядом с содержащим их архивом; в результате, если указать для распаковки архивы, лежащие непосредственно в \data, то ресурсы будут распакованы в одноимённые папки, которые, скорее всего, уже имеются и содержат какие-то файлы — например, исправления, добавленные патчем, положенную вручную карту города с топонимами и т. п. При распаковке эти файлы будут заменены одноимёнными из архивов, то есть потеряны. Поэтому лучше скопировать нужный архив в другое место и распаковать там.

Файлы текстур имеют расширение tex, а на самом деле являются файлами DDS. Просмотреть их можно, например, с помощью XnView (правда, ассоциировать с ним файлы придётся вручную).

Слишком тёмные скриншоты

Хотя в списке назначаемых клавиш клавиши создания скриншота нет, игра позволяет их делать. Однако при создании скриншота стандартной для этой операции в играх клавишей PrintScreen изображение получается несколько более тёмным, чем в самой игре. Существует альтернативный способ — пользоваться клавишей F12. В этом случае скриншоты создаются в виде файлов формата TGA (а PrintScreen создаёт BMP-изображения), названия их генерируются иначе, и изображение получается таким же светлым, как и картинка игры.

Все скриншоты сохраняются в \bin\Final\.

Консоль и консольные команды

Консоль даёт немало возможностей желающим покопаться во внутренностях игры, хотя атмосфера при этом, конечно, теряется напрочь… Поэтому тем, кто ещё не прошёл игру полностью, едва ли стоит ею пользоваться.

Чтобы включить консоль, нужно отредактировать файл \data\config.ini: добавить в разделе General строчку EnableConsole = 1. После этого, запустив игру, можно вызвать консоль клавишей «~».

Консоль позволяет оперировать такими сущностями, как сцены (отдельные участки пространства) и актёры (это все игровые объекты, от персонажей до уличных фонарей), а также их свойствами.

Команды

god — включает/выключает бессмертие.
fly on — включает полёт и проницаемость препятствий; при переходе в другую сцену полёт автоматически выключается.
fly off — выключает полёт и прочее включаемое предыдущей командой.
id_player — выводит номер актёра «игрок» (т. е. главного героя), его координаты и направление.
id_trace — выводит номер актёра, на смотрит герой (т. е. на которого направлен прицел).
map — выводит название сцены, где сейчас находится герой.
go [scene_name] — перемещает игрока в сцену под названием scene_name.
items [actor_id] — выводит список предметов, имеющихся у актёра под номером, равным actor_id.
additem [actor_id] [item_name] [count] — актёр под номером actor_id получает count предметов под названием item_name (названия предметов перечислены ниже, также их можно найти в файле items.xml внутри \data\World.vfs); параметр count можно не вводить, по умолчанию он равен 1.
getvars — выводит значения всех установленных переменных движка.
getvar [var_name] — выводит значение переменной под именем var_name.
setvar [var_name] [value] — присваивает переменной под именем var_name значение value.
prop [actor_id] [prop_name] — выводит значение свойства prop_name актёра под номером actor_id.
propl [actor_id] [prop_name] [value] — для актёра под номером actor_id присвоить свойству prop_name значение value.
propf [actor_id] [prop_name] [value] — то же самое, но позволяет устанавливать в качестве значения число с плавающей точкой.
uspeed [update_speed] — устанавливает скорость обновления мира в update_speed.
slow — сильно замедляет игру.
normal — возвращает обычную скорость игры.
vis — выводит номера всех актеров, попавших в поле видимости.
gt_speed [time_speed] — устанавливает значение параметра time_speed, определяющего скорость течения времени в игре: чем меньше параметр, тем быстрее оно идёт; в частности, по умолчанию этот параметр равен 2 и день игрового времени соответствует двум часам реального, а уже при 1 время идёт приблизительно вчетверо быстрее.

Свойства

Свойства главного героя

Все свойства, кроме money, принимают значения от 0 до 1.
health — здоровье.
tiredness — усталость.
hunger — голод.
disease — степень заражения.
reputation — репутация.
money — деньги.

Другие свойства

locked — свойство любого актёра-двери; значение 1 отвечает закрытой двери, 0 — открытой.

Названия предметов (регистрочувствительны)

  • Оружие: lockpick, Scalpel, Knife, Samopal, samopal_ammo, Gun, gun_ammo, Rifle, rifle_ammo, Revolver, revolver_ammo
  • Одежда: boot_army, glove_army, balahon, silent_boots, black_nakidka, drapery, leather_gloves, mask, soft_gloves, cloak_repel, glove_disp, bird_balahon, raincoat_repel, halfboot_repel, glove, bird_mask, boot_repel, gray_raincoat
  • Еда: peanut, funduk, walnut, smoked_meat, lemon, milk, vegetables, fresh_fish, fresh_meat, rusk, bottle_water, dried_fish, dried_meat, egg, bread
  • Лекарства: bandage, white_vaccine, black_vaccine, etorfin, fenol, feromicin, monomicin, morfin, neomicin, novocaine, meradorm, packet, powder, blue_vaccine, alpha_pills, beta_pills, gamma_pills, delta_pills, tvirin, tourniquet
  • Другое: Money, lens, syringe, heart, blood, liver, kidney, diseased_kidney, diseased_liver, diseased_heart, recipe1, recipe2, razor, toy_horse, needle, hook, flower, watch, bottle_empty, beads, bracelet, ear_ring, gold_ring, silver_ring, kerosene