Шабнак-адыр

Шабнак (мара, глиняная людоедка, шабнак-адыр или шабнак-адыг) — карающее или просто злое порождение степи, неживое, но прикидывающееся живым, слепленное, по разным версиям, из костей, глины, крови или слюны. Шабнак не имеет своей воли, но ведет себя целеустремленно, так как является орудием Земли для исполнения первоначального замысла. Судя по слухам, умеет проникать сквозь щель, не может делать добро. Шабнак имеет женское обличие, но степь плохо знает, как должен выглядеть человек, и поэтому мару можно узнать по ряду внешних признаков:

«Как оно, знаетет, раньше мару изобразят? Греет девка руки, волосы распустила, спинку гибкую горбатит — а потом — зырк черех плечо! А у нее из лица прутья торчат».

фабричный

«Это злой дух, который надел на себя плоть женщины. Можно узнать шабнака по характерному признаку — у него вытянуты руки, все пальцы ног одинаковой длины, а из-под кожи по всему телу то здесь, то там выступают зубы».

«Она была у меня один раз. Говорила со мной. Я сначала не догадалась, а потом думаю: что-то она ростом такая высокая? Глянула вниз — а у нее ног нет, обломки костей торчат из ботиночек!»

«Были случаи, когда духи воровали ребенка из колыбели. В соседней семье есть предание, что дочка гуртовщика три года прятала под платьем бычьи копыта. Шабнак убил ее и надел ее белую кожу, чтобы добираться до крынок с парным молоком».

мужчина

«Это шабнак! Тот самый призрак с прозрачной кожей, я уже гооврил о нем! это он, он. Он бесплотный — и он взглядом убил человека».

«Мара не умеет разговаривать. Она говорит так, как будто плюет грязью. Всякие гадкие слова! Бормочет еще, тараторит, лопочет. Люди так не говорят… и у нее земля сыплется изо рта».