Песчанка
Image Unavailable
Облако Песчанки

Песчанка, Песочная Грязь, Песчаная Язва, Песчаная Лихорадка — поразившая Город болезнь со стопроцентной смертностью. Метафора Зла и главный вопрос, поставленный игрой.
Неоднократно подчёркивается бессилие науки в борьбе с этой болезнью и ее одушевлённость.

«…Ты знаешь — а говорят, что у этой болезни все-таки есть разум! Да, она ведет себя как живое существо! Хитрит, прячется, караулит, нападает на слабых и беззащитных — а от сильных и смелых прячется. Ну, или по крайней мере, не решается напасть сразу. Лучше быть смелой… …А ты знаешь, как мало смертных случаев среди патрульных? Или этих… погребальных, которые взяли себе реквизит из Театра? Почти никто не погиб! Гибнут те, кто прячется! Она стучится им прямо в голову, попадает в тебя прямо изнутри… Зарождается в тебе…»

Первая вспышка

За пять лет до игровых событий в Городе произошла первая вспышка Песчаной Язвы.

«Тогда болезнь распространилась в одном из самых бедных кварталов и локализовать её удалось лишь чудом. Она продолжалась два или три дня, но память, которую она оставила о себе, пахнет таким ужасом, что…»

Она вспыхнула в квартале Сырые Застройки, и её удалось локализовать: благодаря необычной планировке города квартал возможно было быстро заколотить и тем самым не позволить заражённым его покинуть. Исидор Бурах и его ученики сумели подавить вспышку Песчанки благодаря тому, что употребляли твириновые экстракты, приготовленные по экспериментальным способом полученным рецептам, и тем получили шанс избежать заражения.

«Итог. Распространение стремительное. Смертность практически стопроцентная. Спасение только чудом. Локализовать самыми жесткими мерами. „Черный карантин“.
Не заразились после приема „воробьиного состава“: я, Уприн, Рубин. Заразились после приема „скорого варева“: Ободн., Нурх., Бодэ.
Исцелены „мертвой кашей“: Нурх.
Все это признаки ее близости, Суок. Наступит срок, когда Древняя мать, изголодавшись, возжелает пожрать свое дитя. Не измерить глубину ее зева, не остудить жара ее черных пустот. Почва, грязь. Плотная тьма. Ужас».

из дневника Исидора Бураха

Однако Исидор невысоко оценивал свою роль в той победе. По словам Младшего Влада, он не любил рассказывать об этом и приписывал пресечение мора удачному стечению обстоятельств.

За некоторое время до вспышки дети играли в эпидемию и изобрели порошочки. Также во время Первой Вспышки пришла из степи Оспина — «как напоминание», по ее словам.

Горожане с ужасом вспоминают Первую Вспышку и, когда узнают, что болезнь пришла снова, не верят в спасение.

«Запертые Бурахом дома буквально бились в агонии. Стены вздувались пузырями. Окна покрывались багровой плесенью, все было в язвах, из труб текла кровь с сукровицей вперемешку. Над „Землей“ стоял хор воющих голосов — такой оглушительный, что он перекрывал траурные гудки Заводов. От визгов страдающих людей стекла вылетали из окон. И все это случилось за несколько часов. Вот что такое Песчанка».

Вторая вспышка

Есть множество версий относительно причины Второй Вспышки: строительство Многогранника, противоречащего мировым законам и чужеродного плоти Города, неудачный ритуал по раскрытию аврокса Оюном, Старшиной Боен, десятилетиями сливаемая в подземные ямы кровь быков.

Признаки

Заражение квартала сопровождается неестественной тишиной на улице и странным поведением животных, скоплениями крыс. На стенах домов появляются кровавые следы и маслянистые пятна. Возле домов слышно хриплое дыхание огромных лёгких. Степняки верят, что это шабнак дышит отравленным воздухом и оставляет на стенах свой жир.

Разносчик

Среди степняков бытует поверие, что разносчик болезни — это шабнак-адыр, людоедка, вылепленная Землёй из глины и костей покойников. Узнать ее можно по ногам, оканчивающимся острыми осколками костей.
В Городе также считают разносчиком и шабнак-адыр Клару.

Распространение

Передаётся воздушно-капельным и контактным путём. Горожане опасаются также заражённой пищи и воды, но в ходе Второй Вспышки было установлено, что болезнь не живёт в мёртвых телах. Бактерии необходима для жизни среда из тёплой крови, насыщенной кислородом, наибольшая концентрация бактерий — в области сердца заражённого, там бактерии создают колонии.
В заражённых кварталах заразу в воздухе можно увидеть невооружённым глазом.

«Мне сказали, что в этом месте из-под земли выползает язык из грязных ошметков. Как будто воздух плотный».

Малыш — испытатель порошочка

«Касательно заражения. Проникает непосредственно в голову. Немного говорит с тобой — внутренним таким голосом — а потом поселяется внутри. Ненадолго. Жильцы беспокойные, тело — дом ненадежный, быстро разрушается. Выселяется — идет дальше. …Слышит твои мысли, заглядывает в тебя, осматривается и поселяется. Но! Заселению предстоит краткая и важная беседа. Сумеешь ей понравиться — поселится. Не сумеешь — живи дальше как жил. Но это очень просто — сам видишь, как она неразборчива».

Иммунитет человека неодинаково справляется с болезнью. Обычный человек может вырабатывать антитела, но бактерии размножаются слишком быстро, чтобы организм справился с ними.
В крови степняков и быков бактерия не размножается. Но у животных не вырабатываются антитела. А иммунитет степняков может справиться лишь с небольшим заражением.

«Так вот, Невесты говорят — наши соки устроены так, что мы не можем причинить зла. Наше тело чистое. … Песочная Грязь, если ее мало, скоро-скоро пропадает из нас. И заразить мы никого не можем — это проверено. Но если Грязи много — тогда она просто пожирает нас, как всех остальных — и ничего нельзя сделать».

Ход заболевания

Без лечения зараженный умирает за 5 часов. Заразившиеся испытывают сильную головную боль, сильный жар («кровь в жилах спекается»), могут быть галлюцинации (детские голоса).
С этого момента помочь им можно, лишь облегчив страдания анальгетиками.

Лечение

Вылечить песчанку можно панацеей, порошочком или огнемётом (небольшой эксплойт, применимый на ранних стадиях заражения, когда в городе начинают дежурить огнемётчики).
Панацея состоит из смеси твириновых экстрактов и Высшей Крови, крови аврокса, хранящейся под Городом. Полностью излечивает Песчанку на любой стадии заражения.
Порошочек выменивается у маленьких девочек и полностью излечивает Песчанку на любой стадии заражения, но выжигает внутренние органы.
Приостановить развитие болезни можно с помощью антибиотиков и мёртвых каш (смесь из тривинового экстракта и заражённых органов).