«Мор (Утопия)»: противники

По ходу игры героям приходится сражаться. Некоторые из противников становятся таковыми только при низкой репутации героя или если на них напасть, другие же — в любом случае атакуют, как только увидят героя. Многие противники исчезают, если сменить локацию — например, зайти в дом, а потом выйти обратно; правда, в сюжетных боях такой возможности часто нет (любые переходы между локациями блокируются до конца схватки).

Прохожие

Image Unavailable
Атакующие прохожие

Если репутация героя упала ниже критического уровня, на него начинают нападать прохожие на улицах. Это юноши, мужчины, пожилые фабричные, патрульные, после открытия Термитника — мясники и одонги. Старшие мальчишки независимо от репутации героя первыми не нападают, однако при нападении станут драться. Кроме того, если герой дерётся с кем-то из прохожих, то другие, если заметят это, скорее всего присоединятся к драке на стороне противников героя. Также в игре встречаются обусловленные сюжетом ситуации, когда герою приходится сражаться с такими противниками независимо от репутации.

Эти противники несколько различаются по запасу здоровья, убойной силе ударов и, возможно, дальности поражения, но в целом примерно одинаковы в бою. Если расстояние от прохожего до героя невелико, он становится в боевую стойку и то приближается, то отдаляется небольшими шагами, стараясь нанести удар и не попасть под ответный. Чтобы победить прохожего в ближнем бою, игрок может применять ту же тактику (особенно удобно Самозванке, магические удары которой бьют дальше); можно взять в руки холодное оружие или драться голыми руками — суть не изменится, хотя оружие, конечно, эффективнее. Главное — добиться, чтобы противник стоял на месте в боевой стойке, а не бежал на игрока (в этом случае противостоять ему очень сложно); для этого, когда противник побежит, нужно остановиться перед ним и потом, когда он попытается нанести удар, резко (но не слишком далеко, чтобы он не побежал снова) отойти назад, выходя из зоны наносимого удара. Из огнестрельного оружия лучше всего стрелять в голову.

Военные

Солдаты, как правило, в ближний бой не лезут, а стреляют в героя. Пережить попадание или избежать его практически невозможно, поэтому с солдатами лучше не драться — или уж, аккуратно целясь, стрелять издали: тогда они могут не сориентироваться и вообще не успеть отреагировать. Атаковать стрелков врукопашную — практически самоубийство. Если же они всё-таки идут в ближний бой сами, то бьют героя прикладами карабинов и тогда тактически ничем не отличаются от прохожих, во всяком случае, качественно.

Огнемётчики атакуют героя, только если он сильно заражён или напал на них сам. Сражаться с ними крайне сложно — струя из огнемёта убивает почти мгновенно. Кроме того, огнемётчики сжигают пробегающих крыс, и есть риск попасть под струю в этот момент.

Крысы

Крысы встречаются в основном в заражённых кварталах. Повреждений они наносят мало, но часто больны Песчанкой и могут заразить ею героя. Тратить на них патроны и даже отбиваться ножом большого смысла нет — это не особенно серьёзные противники, так что вполне можно отмахаться голыми руками (для этого стоит назначить клавишу освобождения рук — в заражённом квартале обычно приходиться находиться с оружием в руках, а убирать его через инвентарь будет некогда — крысы бегают быстро). Однако, какое оружие ни выбирай, попасть по крысе из-за малого размера довольно сложно.

Если Гаруспик или Самозванка замечают крысу первыми и сзади, то могут просто нагнать и схватить её — пойманную крысу можно отнести в один из корпусов Завода для участия в крысиных бегах. Если же крыса заметила героя первой, то поймать её уже невозможно, и самое простое решение — зайти в дом и сразу выйти обратно (снаружи крысы уже не будет): в заражённых кварталах дома открыты; они, правда, и заражены, но риск заболеть в такой ситуации меньше, чем при крысином укусе.

Крысы пугаются выстрелов и после них на некоторое время разбегаются, перестав обращать внимание на героя. Поэтому, если на героя нападает сразу несколько крыс, иногда есть смысл потратить один патрон и разогнать их. Кстати, таких испуганных крыс можно догонять и хватать — даже если нет места в инвентаре, это просто гораздо удобнее, чем драться с ними потом, когда они успокоятся и снова обратят на героя внимание.

Крысы бывают двух видов — помельче и крупные (пасюки). Пасюки более живучи, больнее кусают и имеют больше шансов выиграть в крысиных бегах.

Собаки

По сюжету в городе довольно много собак: например, «души» большинства Двоедушников — именно собаки. Однако игроку похожие на мелких доберманов псы попадаются из всего города только в Земле, как правило, в восточной части. В обычных обстоятельствах они не нападают, однако в игре есть эпизод, когда на героя набрасывается сразу несколько собак. Отбиться в тех условиях, в которых это происходит, почти невозможно, так что лучшее решение — бежать и укрываться за ближайшей дверью.

Бандиты

После начала эпидемии, почуяв ослабление контроля за порядком, ночами, а в очистившихся от заразы кварталах и днём выходят на промысел бандиты. Это крупные крепкие мужчины, вооружённые ножами. Они нападают и на героя, и на прохожих. Бандиты сильнее, чем прохожие, и обычно их побеждают. Если бандит занят дракой с прохожим, его несложно убить ударами со спины — на них он не реагирует, пока его первый противник жив.

Одолев прохожего, бандит опускается возле его тела и обшаривает его — после этого в инвентаре убитого ничего не остаётся, а вот если бандит этого сделать не успеет, то инвентарь жертвы останется нетронутым и может достаться игроку (если, конечно, он готов воспользоваться такой возможностью). И наоборот: если бандита убивает не игрок, а прохожий, то инвентарь бандита оказывается пустым.

Image Unavailable
Бандит в бою
Image Unavailable
Бандит бросает нож. Герою осталось жить меньше секунды…

Встреча же бандита с героем один на один (самый частый случай) обычно проходит так. Заметив героя, бандит первым делом бросает в него нож, который почти всегда убивает с одного попадания — отступить с траектории броска боковыми шагами не удаётся, поэтому, увидев, как бандит размахивается для броска, нужно развернуться в сторону и пару секунд бежать прямо, оставляя бандита сбоку. После этого можно остановиться, повернуться к бандиту и приготовиться к основной драке: второго ножа для броска у бандита нет, есть только подходящий для ближнего боя.

Иначе могут развиваться события, если герой заметит бандита первым, со спины. В таком случае можно бесшумно подкрасться к нему (даже когда герой крадётся, он движется быстрее, чем спокойно идущий бандит) и ударить или выстрелить — это позволяет избежать риска погибнуть от брошенного ножа (получив ранение, бандит сразу кидается в драку) или — при стрельбе — более тщательно прицелиться в голову противника. Однако бить в спину следует осторожно — сразу следует ответный удар.

В драке бандит в целом похож на любого из обычных прохожих и использует ту же тактику, однако применяет разные удары — колющий, режущий и двойной рубящий, — которые различаются по дальности и наносимому повреждению. Тактика героя в целом тоже не меняется. Бандиты — сильные и привычные к драке люди, и для победы требуется нанести больше повреждений, чем в бою с обычным прохожим, так что против них лучше запастись ножом — если, конечно, играть не за Клару (её волшебные руки делают ненужным любое оружие ближнего боя). Даже стреляя в голову из револьвера, бандита нельзя убить одним патроном (а вот одного ружейного патрона достаточно).

После победы над бандитом можно обшарить его тело — обычно при нём обнаруживается не очень крупная сумма денег, кухонный нож, иногда отмычка, часто бритвы с креплениями для пальцев, приспособленные для драки, хотя в бою бандиты никогда не применяют это оружие. Герой их использовать тоже не может, однако их можно обменять на что-то или продать.

Мародёры

Мародёры хозяйничают в домах тех кварталов, в которых заражение было и закончилось: опасности заболеть в таких местах уже нет, а дома оставлены пустыми — хозяева частью мертвы, частью эвакуированы в другие части города. Блюстителей порядка и конкурентов мародёры не терпят — и нападают сразу, как только видят любого из героев.

Это ловкие, быстрые и сильные противники. Победить мародёра в ближнем бою практически невозможно, особенно в помещениях, где они обычно и встречаются (хотя изредка их можно встретить и снаружи): скорость, с которой он приближается и отступает в рукопашной, гораздо больше, чем у героев. Поэтому для сражения с мародёрами нужно огнестрельное оружие. Предпочтительнее, как и всегда, целиться в голову, но из-за того, что мародёры так быстры и относительно мелки, это особенно сложно, поэтому более удачным решением может оказаться дробовой обрез. Из него лучше всего стрелять непосредственно в момент нападения мародёра: чем меньше дальность выстрела из дробовика, тем больше повреждения.

У убитого мародёра с собой обычно обнаруживаются деньги и вага для взлома дверей и окон. Вага, как и бритвы бандитов, годится только для обмена или продажи. Кроме того, в очищенном от мародёров доме есть некоторые ценности, которые их сюда и привлекли, так что герою представляется возможность помародёрствовать самому; воспользоваться ли ею — решать игроку.

Поджигатели

По мере того как эпидемия охватывает город, некоторые из жителей теряют надежду на то, что городские власти сумеют с нею справиться, и пытаются решить проблему сами — сжигая заражённых и их дома. Если герой заражён, поджигатели атакуют и его, если нет — игнорируют, пока герой сам на них не нападает.

Поджигатели бросают в своих противников бутылки с воспламеняющейся смесью — после падения они разбиваются, и жертва оказывается в пылающей луже. Если это случается с героем, он гибнет почти сразу, но от брошенной бутылки не так уж сложно увернуться. Поджигатели — не бандиты и сражаться не привыкли, поэтому один выстрел из любого огнестрельного оружия в любую часть тела убивает их. А вот в ближний бой вступать не стоит: с одного удара поджигателя не убить, а второго уже не будет: увернуться от брошенной в упор бутылки почти невозможно.

При себе у убитого поджигателя обычно довольно крупная сумма денег, бутылка с горючей смесью (тоже пригодная только для продажи или обмена) и часто кусок свежего мяса.

Заражённые

Больные, вышедшие на улицы заражённых кварталов. Бросаются к героям, потому что надеются получить помощь, но вместо этого заражают его самого, если вовремя не отступить (хотя Самозванка действительно способна их излечивать — тогда они прекращают атаковать и убегают). Едва живы и, если герой их атакует, гибнут от первого же удара или выстрела, однако репутация героя в городе при этом, конечно, ухудшается. Кроме того, увидев такое, на героя могут напасть патрульные, охраняющие границы заражённых кварталов. Зато если заражённый пытается выйти из квартала, патрульные нападают уже на него.

При встреча с агрессивным заражённым лучшее решение для Самозванки — попытаться вылечить его, а для остальных героев — зайти в дом и выйти обратно, благо в заражённом квартале это несложно.

Уникальные противники